:: ::

ПАТРИОТЫ Гомельщины

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы интерактивной платформы патриотического воспитания «Патриот.by»

Ссылка на республиканскую интерактивную платформу патриотического воспитания


 

Мероприятие состоится на базе Добрушского государственного профессионального политехнического лицея. Приурочено ко Дню народного единства, которое отмечается 17 сентября. Направлено на воспитание любви к своему краю, уважение к местным традициям и ценностям, формирование национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма через знакомство с жизнью и творчеством поэтов и прозаиков Добрушского края, прославляющих свою родину в поэтических и музыкальных произведениях.

17 сентября в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства. Выбранная дата связана с ключевым событием – воссоединением Западной Беларуси с БССР 17 сентября 1939 года. Этот день по праву стал актом исторической справедливости по отношению к нашему народу, разделенному против воли в 1921 году по условиям Рижского договора, когда часть белорусских земель отошла во владения Польше. Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

   Почти 30 лет Республика Беларусь существует на политической карте мира. За эти годы наша страна состоялась как суверенная и независимая держава. Ей удалось не только сохранить традиции, но и заложить новые, которые уже стали органичной частью нашего белорусского общества. В них наши достижения и лучшие качества белорусов: сострадание, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, толерантность и миролюбие…

  Установление Дня народного Единства подчеркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белорусской нации и государственности.

Целью мероприятия является гражданско-патриотическое воспитание молодёжи и популяризация творчества писателей и поэтов-земляков.

Мероприятие пройдет с участием поэтов народного клуба «Вдохновение». Приглашены:
Яськова Людмила Михайловна, руководитель клуба «Вдохновение», член союза писателей Беларуси, дипломант многих литературных конкурсов, победитель Международного литературного конкурса «Смех без границ» в номинации «Юмор для детей», проводимого литературно-художественным журналом «Метаморфозы», отмечена Дипломом Берлинского литературного института дополнительного образования.
Скачков Алексей — поэт-бард выпускник лицея. Награжден дипломами многих литературных конкурсов, в том числе и Международных.
Астапенко Ольга — корреспондент газеты «Добрушский край», лауреат конкурса им. Кирилла Туровского за рассказ «Черная бестия», призер республиканского конкурса «Мы рождены для вдохновенья», «Славянские литературные дожинки». Автор сборников стихов «Проходя сквозь свет…», «Волюшка святая» и др.

Участники  конкурса авторских стихотворений будут с помощью своих произведений прославлять нашу синеокую Беларусь, свой родной край, делиться впечатлениями о влиянии поэзии на людей. На протяжении мероприятия пройдет видеоряд о жизни и творчестве знаменитых земляков: И.Шамякина, Л.Гаврилкина, Н.Шкляровой, П.Пронузо и приглашенных гостей.


Д.А. Мельников, Д.А. Давыдов, Р. Ю. Кабашников

 НЕИЗВЕСТНЫЙ 1941: БЕЛОРУССКИЙ ДЕБЮТ «ЛЕТАЮЩЕГО ТАНКА»

   С боевым применением легендарного штурмовика Ил-2 в советской историографии связано много мифов. Достаточно сказать, что «летающим танком» его стали называть лишь после войны, а когда этот самолет только появился на фронте, то советские летчики дали ему прозвище «горбатый». Дело в том, что все советские одномоторные самолеты имели позади пилотской кабины так называемый гаргот, продольный обтекатель, а у одноместного «ила» эта штука отсутствовала, вследствие чего кабина смотрелась как горб на спине [1]. Да и «Черной смертью» (чумой) его называли лишь немецкие пехотинцы, а немецкие летчики  обозначали Ил-2 не « Schwarze Tod», а «Zementbomber» - «цеметбомбер» или «Железный Густав» [1].
  
Другим мифом является неуязвимость бронированного штурмовика. Да, машина отличалась исключительной живучестью, но бронекорпус  пробивался пушками немецких истребителей и мелкокалиберных зениток - бронирование было противопульным [1,2, с.3].
  
В советское время считалось, что дебют боевого применения Ил-2 состоялся летом 1941 года на территории Беларуси - 5 июля 1941 г. десять одноместных Ил-2 430-го штурмового авиаполка особого назначения, укомплектованного летчиками-испытателями,  произвели штурмовку немецких механизированных колонн на аэродроме в Бешенковичах [3].
  
Но на самом деле боевое крещение Ил-2 произошло еще 27 июня 1941 года, когда по немецким переправам на Березине нанесла удар тройка Ил-2 4-го штурмового авиаполка [1]. Этому малоисследованному вопросу – боевому дебюту Ил-2 в огненном небе Беларуси и посвящена наша работа.
  
Первые одноместные Ил-2 стали поступать на вооружение ВВС РККА в конце мая 1941 года – ими комплектовался 4-й штурмовой авиаполк, базировавшийся на аэродроме у украинского города Богодухов. Командовал полком майор С.Г. Гетьман, опытный командир, участник советско-финляндской войны [1].
  
В первых числах июня 1941 года летчики стали осваивать новые самолеты, причем из-за отсутствия двухместных учебных Ил-2 вся подготовка сводилась к 2-3 полетам на легком бомбардировщике Су-2, имевшем примерно те же скорости, что и Ил-2. Но если опытные пилоты быстро освоили пилотирование, то о применении вооружения, особенно о стрельбе из бортовых 20-мм пушек и пуске неуправляемых ракет РС-82 («эрэсов») они имели чисто теоретические представления – инструкция о тактике боевого применения просто отсутствовала, так как еще шли испытания нового самолета [1].
  
25 июня 1941 года полк получил приказ вылететь на фронт в Белоруссию, и к 27 июня с огромными трудностями полк перебазировался на аэродром в Старо-Быхове под Могилевом. Там же полк получил большие красные ящики, только что доставленные из Москвы с РС-82 и заводским инженером для обучения оружейников обращению с ними. Но в тот же день поступил приказ на боевой вылет на штурмовку немецких переправ на Березине – бомбардировочная авиация Западного фронта несла катастрофические потери.
  
В первый бой пошла тройка Ил-2 командира 1-й эскадрильи капитана П.Спицина и его заместителей – капитана К. Холобаева и старшего политрука С. Дрюкова. Летчик-штурмовик В. Емельяненко, будущий Герой Советского Союза, на всю жизнь запомнил этот вылет – он вспоминал, что заместитель инженера полка по вооружению и заводской инженер, стоя на крыле выруливающего на взлет штурмовика, объясняли на ходу К. Холобаеву … как устанавливать электросбрасыватель на бомбометание и как целиться при пуске «эрэсов»! Не закрывая колпаков кабин, летчики по старинке подняли вверх руки – знак «К взлету готов», хотя на Ил-2 и были установлены рации, но настроить их так и не удалось – в наушниках стоял страшный треск [1].
  
Тройка Ил-2 пересекла Березину и атаковала немецкие механизированные колоны на шоссе Слуцк-Бобруйск, что для немцев стало полной неожиданностью. Впрочем, противник быстро опомнился и обрушил на штурмовики шквал огня – досталось всем, особенно машине старшего группы. Ил-2 капитана К. Холобаева был весь в пробоинах, в центроплане рядом с кабиной пилота была дыра, в которую свободно мог провалиться человек – результат прямого попадания  37-мм зенитного снаряда, но все машины вернулись на аэродром [1].
  
На аэродроме произошла безобразная сцена – капитан К. Холобаев едва не расстрелял заместителя командира полка по вооружению, обвинив его во вредительстве, так как у всех 3-х Ил-2 заклинило пушки. Техники быстро разобрались в причине неисправности – снаряды перекашивало в патроннике и пришлось подпиливать напильником ползуны в механизме заряжания и обильно смазывать их, компенсируя дефект конструкции пушек [1].
  
28 июня три Ил-2 атаковали немецкие понтонные мосты через Березину в районе Бобруйска и уничтожили около 20-ти единиц бронетехники, но зенитками был сбит Ил-2 старшего лейтенанта Н. Гричевича, причем пилот погиб [1].
  
30 июня 1941 года полк вновь атаковал мосты через Березину и потерял 6-ть Ил-2, четыре из них сбили зенитки, а два – немецкий ас оберст-лейтенант Мелдерс [1].
  
2-го июля 1941 года полк получил благодарность от командующего Западным фронтом за уничтожение 9-ти переправ через Березину, что прямо указывает на его боевую эффективность.
  
3-го июля полк получил приказ нанести удар по аэродрому в Бобруйске, где базировалось сразу несколько эскадр люфтваффе, самолеты стояли скученно и без маскировки.
  
К этому моменту в 4-м штурмовом авиаполке осталось всего 19 боеготовых «илов» из 65 и командир С.Г.Гетьман повел в бой всех.
   
В результате массированных налетов 4-9 июля 1941 года было повреждено и уничтожено 66 самолетов противника, была выведена из строя взлетно-посадочная полоса аэродрома.
  
Но успех был куплен дорогой ценой – еще в первом налете 4-го июля были сбиты и погибли оба ведомых С.Г. Гетьмана, самолет командира полка был буквально изрешечен, летчика с ног до головы залило маслом из перебитых патрубков, за самолетом тянулся дымный след, но Ил-2 дотянул до своего аэродрома. На земле оказалось, что фонарь кабины горящего штурмовика заклинило попаданием зенитного снаряда и техники извлекали командира с помощью молотков и ломиков [1]. К концу июля от полка осталось 10 «илов» и 19-ть летчиков…
  
5 июля 1941 года первое боевое задание выполнили  десять  Ил-2 430-го штурмового авиаполка особого назначения (он был укомплектован летчиками-испытателями) - они  атаковали немецкие механизированные колонны на аэродроме в Бешенковичах [3, 4]. Впрочем, об этом уже подробно рассказывалось в предыдущей работе на прошлой конференции [5, с.136]. Но авторы хотели бы внести серьезное уточнение в предыдущую публикацию с учетом ставших им известных новых фактов. В мемуарах советских асов утверждалось, что первый вылет 430-го авиаполка обошелся без потерь, но в отчете о боевом вылете говориться, что в первом же заходе прямым попаданием снаряда был сбит Ил-2 летчика Шевелева, пилот погиб [1,3].
  
Если обратить внимание на статистику потерь Ил-2 летом 1941 года, то очевидно, что наибольшее число потерь было понесено  при штурмовке переправ и колонн. И это не удивительно - наступающие танковые и моторизованные части вермахта имели мощное прикрытие в лице малокалиберной зенитной артиллерии.
  
В ходе работы мы выяснили, что первое применение штурмовиков Ил-2 произошло  в ходе оборонительных боев на территории Беларуси, причем не 5 июля 1941 года, а значительно раньше – 27 июня 1941 года, а  дебютантами были не летчики-асы 430-го штурмового полка особого назначения, как это утверждалось в советской литературе, а строевые пилоты 4-го штурмового авиаполка.
  
Почему этот факт замалчивался в советское время понятно – ведь в бой пошли пилоты с минимальным налетом часов, которые в буквальном смысле на ходу осваивали вооружение «илов» и боролись с их конструктивными недостатками, попутно изобретая тактику  боевого применения Ил-2. В данном случае горькая правда войны мешала официальной легенде о неуязвимых «летающих танках».
  
Основные потери летом 1941 года Ил-2 несли от огня немецкой зенитной артиллерии, а не истребителей, как это часто указывается в литературе [4].
  
Летчики-штурмовики, неся тяжелые потери, оказали значительное влияние на срыв «блицкрига»  - удары Ил-2 по переправам и моторизированным колонам, аэродромам немцев причиняли ощутимый вред противнику, срывали темпы наступления, деморализовали противника. Эти молодые люди (средний возраст советских пилотов  «илов» не превышал 25 лет) стали подлинными героями страшного лета 1941 года.                                   

     Литература

  1. Дегтев, Д.М., Зубов, Д.В. «Черная смерть»: правда и мифы о боевом применении штурмовика Ил-2 1941-1945 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php.- Дата доступа: 29.01.2017
  2. Ил-2КСС // Легендарные самолеты . - №3. – 2011
  3. Стефановский, П.М. Триста неизвестных. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militera.lib.ru. - Дата доступа: 29.02.2017
  4. В бой вступают летчики-испытатели// Энциклопедия испытателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testpilot.ru. - Дата доступа: 29.02.2017
  5. Мельников, Д.А., Кабашников, Р.Ю. Неизвестный 1941: советские асы в огненном небе Беларуси // От инноваций к эффективному результату: материалы VI открытой научно-практической конференции учащихся и преподавателей учреждений среднего специального образования Республики Беларусь (Гомель, 21 февраля 2017 г.). – Гомель: ГГМК, 2017. – 203с. – с.135-138.

Ил-2 в одноместном варианте 1941 г. Западный фронт

Модель одноместного Ил-2 штурмового авиаполка в летнем камуфляже 1941 г. За характерный  вид фюзеляжа пехотинцы прозвали одноместный Ил-2 «горбатым»

Последствия прямого попадания 20-мм зенитного снаряда в крыло Ил-2. Но машина вернулась на базу!

Бронекорпус выдержал попадания 20 мм снарядов

Типичное повреждение Ил-2, не помешавшее машине вернуться и без проблем сесть на своем аэродроме

Последствия атаки Ил-2. Неудивительно, что немецкие солдаты прозвали штурмовик «Черная смерть»


Черноусов М.А., Шукалович К.В., Кабашников Р.Ю.

Загадки лепельского контрудара:
«50% потерь от авиации противника» или куда девались «сталинские соколы»?

   Введение. При планировании Лепельского контрудара советское командование по горькому опыту первых недель войны уже знало, что без прикрытия танковых корпусов с воздуха и без взаимодействия наземных частей с авиацией наступление обречено на провал. Поэтому для обеспечения воздушного прикрытия операции выделялась 23-я авиадивизия в составе 169- го и 170-го истребительных и 213-го и 214-го бомбардировочных полков. Кроме того, в состав дивизии включили два уникальных элитных подразделения – 401-й истребительный и 430-й штурмовой авиационные полки, вооруженные новейшими истребителями МиГ-3 и штурмовиками ИЛ-2 и укомплектованными летчиками-испытателями [1].
  
И что в итоге? Уже  на второй день наступления, в журнале боевых действий 14-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса записано, что «налетели пикирующие бомбардировщики и истребители противника, которые последовательно, волнами бомбардировали танки и пехоту, нанося им значительные потери» [1].
  
8 июля настала очередь 5-го мехкорпуса. Командир 2-го танкового батальона 25-го танкового полка капитан Бойченко вспоминал: «Вытянувшись от Бочарово до Тербени, я со своими танками очутился на ровной местности в 0,5 км, окруженной с трех сторон (северо-восточнее, восточнее и юго-восточнее болотистой речкой и юго-западнее лесом). В этом месте танки смешались с танками других частей, находившимися в это время там и искавшими броды. В это время вся масса танков, находившаяся на этой площади, была подвергнута ожесточенной бомбардировке пикирующих бомбардировщиков противника. Я с 8 танками успел переправиться и уйти в направлении деревни Тербени. Остальным танкам дорога была закрыта застрявшим в броде танком (разбитом авиабомбой)» [1].
  
В журнале боевых действий 5-го мехкорпуса приводится следующее соотношение причин безвозвратных потерь его бронетехники: 50% от авиации, 30% - противотанковые орудия и танки и 20% - вышли из строя или засели в болотах [1].
  
Возникает закономерный вопрос – чем все это время занималась 23-я авиадивизия? Где прославленные «сталинские соколы» - летчики-испытатели?
  
Цель  работы. Выяснить, почему 23-я авиадивизия, особенно авиаполки особого назначения, укомплектованные летчиками-испытателями и вооруженные новейшей техникой, не обеспечили воздушного прикрытия наступающих  на Сенно и Лепель мехкорпусов.
  
Методы исследования. Сравнительного анализа и синтеза, логический, исторический.
   
Результаты исследования. Согласно данным, которые приводит А. Исаев, на 5 июля 1941 г. 169-й истребительный авиаполк насчитывал 31 истребитель И-153 «Чайка» (из них 23 исправных), 170-й авиаполк – 18 истребителей И-16 (12 исправных), 213-й полк – 19 бомбардировщиков СБ (14 исправных), 214-й полк – 11 СБ (5 исправных), 401-й полк – 20 МиГ-3 (19 исправных), 430-1 полк – 22 одноместных Ил-2 (все исправны) [1]. Учитывая, что перед 23-й авиадивизией кроме прикрытия мехкорпусов 20-й армии  командованием Западного фронта ставились и другие задачи, сил было явно недостаточно.
  
Особого внимания заслуживает 401-й истребительный полк особого назначения. В конце июня 1941 г. по инициативе любимца И.В. Сталина, Героя Советского Союза С.П. Супруна началось формирование авиаполков, укомплектованных летчиками-испытателями, из которых два полка (401-й и 402-й) под командованием С.П. Супруна и П.М. Стефановского оснастили истребителями МиГ-3 последних модификаций. Часть машин имела пятиточечное вооружение, например МиГ-3 с бортовым номером «13», принадлежавший С.П. Супруну [2, с.8-9; 3, 4, с. 298].
  
При этом следует учитывать, что МиГ-3 создавался как высотный истребитель, имел слабое (только пулеметное) вооружение, был труден в пилотировании и на малых и средних высотах серьезно уступал по скорости, маневренности и вооружению немецким истребителям [4, с.298]. К тому же в полки машины поступали с не пристрелянным и не отрегулированным вооружением, что задерживало вылет полков на фронт [5].
  
Отдельно следует сказать о летчиках-испытателях. Лишь немногие из них имели опыт реальных боев (например, С.П. Супрун получил звание Героя Советского Союза за бои с японскими летчиками в Китае в 1939 г.), а у летчиков-испытателей гражданских НИИ отсутствовали боевые навыки, практика ночных полетов  и была малая натренированность даже в выполнении фигур высшего пилотажа. Как с горечью признавался известный летчик М.Л. Галай: «Мы и в самом деле имели на новых истребителях, особенно МиГах, наверное, больший налет, чем летчики любой строевой части…
  
Но мы, в сущности, не умели делать именно того, что прежде всего потребовалось бы в воздушном бою» [5].
  
У летчиков-испытателей НИИ ВВС высокий индивидуальный уровень мастерства пилотажа в воздушном бою сочетался с отсутствием навыков боя в группе и … полным отсутствием навыков прицельной воздушной стрельбы [2, с.9; 3; 5]! Как видим, непобедимыми асами летчики-испытатели не были.
  
30 июня 1941 г. 401-й полк С.П. Супруна прибыл на фронт и сразу вступил в бой. Уже 1 июля летчики полка в воздушных боях сбили четыре «мессершмитта»,  потеряв один МиГ,  а за два следующих дня полк сбил восемь самолетов врага. 
   
4 июля произошла трагедия – в воздушном бою недалеко от Толочина  был сбит и погиб командир полка,  подполковник С.П. Супрун, успевший к этому времени сбить четыре вражеских самолета [1; 3; 5].  оэтому к началу Лепельского контрудара 401-й истребительный авиаполк возглавлял уже другой легендарный летчик-испытатель К.К. Коккинаки, сражавшийся вместе с С.П. Супруном еще в небе Китая [1; 3].   Но, несмотря на самоотверженность летчиков, чуда не произошло –  к 10 июля в полку осталось 5 исправных машин [1; 5]. 13 июля полк направили в тыл на переформирование…
  
Кроме боевых потерь, нарекания летчиков вызвали многочисленные конструктивные недостатки МиГ-3, например,  дважды на пробеге складывались костыльные опоры шасси, что приводило к поломкам фюзеляжей [5].
  
Тем не менее, летчики отчаянно пытались прикрывать наступающие мехкорпуса, что косвенно подтверждается немецкими данными. Так, 8 июля 1941 г. II группа 52-й истребительной эскадры теряет в воздушном бою сразу два самолета Bf-109F и одного пилота (второй был ранен) в районе Бешенковичей (район наступления 7-го мехкорпуса). До этого эта группа несла потери в основном от аварий и до 8 июля в воздушном бою потеряла только два «мессера». При этом за все время сражения под Лепелем группа не отчиталась ни об одном сбитом советском истребителе! Также пикировщики VIII авиакорпуса потеряли только 8 июля две машины от атак истребителей [1].
  
430-й штурмовой авиаполк особого назначения под командованием подполковника Н.И. Малышева комплектовался не просто летчиками-испытателями, а экипажами, имевшими опыт боев в Испании, Монголии, Китае и советско-финляндской войны [3; 5]. Перед ними ставилась задача боевой апробации новейшего штурмовика Ил-2.
  
5 июля 1941 г. десять одноместных Ил-2 во главе с командиром полка произвели штурмовку немецких механизированных колонн на аэродроме в Бешенковичах, причем зенитная артиллерия врага «проспала» атаку – Ил-2 еще не использовались в войне и немцы не знали их силуэтов, тем более, что машины шли на бреющем полете [3].
  
«Летающие танки» устроили на земле ад – в ход пошли 100 кг фугасные авиабомбы, тяжелые реактивные снаряды РС-82, пушки и пулеметы «илов». И хотя потом только в машине Н.И. Малышева насчитали более 200 пробоин, «илы» вернулись на аэродром без потерь.
  
Правда, и немцы в долгу не остались -  5 июля 1941 г. на аэродром Витебска было организовано три налета (в 12.30, 15.40 и 17.00). Они были успешно отбиты советскими истребителями. Однако в 18.20, после того как наши истребители были измотаны и дозаправлялись, 18 Ю-88 практически безнаказанно удалось отбомбиться по аэродрому. Результатом налета стали 3 уничтоженных и 12 поврежденных самолетов [1]. 6 июля на аэродром Зубово, где базировались «илы», были совершены три массированных налета – с огромным трудом истребители 401-го полка спасли штурмовиков от потерь, которым спешно пришлось менять аэродром базирования [3; 5].
  
За первые пять дней боев 430-й полк потерял 7 машин и на 10.07.1941 г. насчитывал лишь 9 боеготовых Ил-2 [5].
  
Дело в том, что командование считало, что мощные, маневренные и бронированные штурмовики не нуждаются в истребительном прикрытии. На практике же оправдались худшие опасения С.В. Ильюшина, изначально считавшего, что Ил-2 должен иметь стрелка-радиста, прикрывающего заднюю полусферу [3; 4, с.246-247].
  
Н.И. Малышев докладывал, что немцы очень быстро разобрались в уязвимых местах «илов»  -  истребитель противника подходил сзади - сбоку и с расстояния 10-15 м расстреливал кабину летчика Ил-2 из пушек и пулеметов [4, с.247].
  
В свете этих фактов информация о том, что при приближении «илов» немецкие танкисты в панике покидают машины, а пехота разбегается, вряд ли утешала летчиков…
  
Заключение. В результате исследования мы выяснили, что 23-я авиадивизия не располагала необходимыми средствами для надежного прикрытия с воздуха Лепельского контрудара. Авиаполки особого назначения, укомплектованные летчиками-испытателями, не могли существенно переломить обстановку, так как люфтваффе превосходили наших летчиков лучшей организацией боя, связи, разведки, переигрывали тактически.
  
Истребители МиГ-3 оказались технически ненадежны и сильно уступали немецким по своим тактико-техническим характеристикам на средних и малых высотах.
  
Большинство  летчиков - испытателей не имели навыков воздушного боя в группе и прицельной воздушной стрельбы.
  
Конструктивные недостатки одноместных Ил-2 и ошибки тактики боевого применения не могла компенсировать даже отличная подготовка их экипажей, имевших солидный боевой опыт локальных войн.

    Литература

  1. Исаев, А. Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www/e-reading/clab/bookreader.phр. - Дата доступа: 29.02.2016
  2. Качук, Н. Только в полете /Н. Качук // СБ. Беларусь сегодня. -5 декабря 2012. – с.8-9.
  3. Стефановский, П.М. Триста неизвестных. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militera.lib.ru. - Дата доступа: 29.02.2016
  4. Мерников, А.Г. Вооруженные силы СССР и Германии 1939-1945 гг./А.Г. Мерников.- Минск: Харвест, 2010. – 352с.
  5. В бой вступают летчики-испытатели// Энциклопедия испытателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testpilot.ru. - Дата доступа: 29.02.2016

Результаты авиаудара немецких пикирующих бомбардировщиков, июль 1941 г., район наступления 7-го мехкорпуса. Заметна исключительно высокая точность бомбометания – советские тяжелые КВ и легкие БТ-7 уничтожены прямыми попаданиями авиабомб

Коккинаки К.К.  – выдающийся советский  летчик-испытатель, друг С.Н. Супруна, воевавший вместе с ним в небе Китая против японцев в 1939 г.  После гибели командира возглавил 401-й истребительный авиаполк особого назначения


А. Ю.Марголи, Р. Ю.Кабашников

ЗАГАДКИ «ЛЕПЕЛЬСКОГО КОНТРУДАРА»

   Казалось бы, благодаря публикациям последних десяти лет, история одного из крупнейших танковых сражений начального периода войны (по разным оценкам, в нем участвовало 1600-2000 танков с обеих сторон), -  контрудара  20-й армии под Сенно и Лепелем, нанесенного силами 5-го и 7-го мехкорпусов  6 - 11 июля 1941 г., вошедшего в историю под названием «Лепельский контрудар»,  хорошо изучена.

   Но дело в том, что большинство документов при выходе корпусов из окружения было утеряно и восстановлено по памяти, справкам и другим оперативным документам, а мемуары  участников боев противоречивы.

   Да и писать про поражения тяжело, как с горечью говорил участник боев под Сенно: «Нас там раздолбали и погнали на восток, поэтому пишут про Курскую дугу и Прохоровку. А про Сенно молчали и будут молчать»[1].

   Так, генерал-майор танковых войск А.В.Борзиков, объясняя причины провала контрудара, писал: «…Штабы малооперативны  и неповоротливы, еще плохо, что много машин достается противнику из-за неисправности пустячной. Организовать ремонт, эвакуацию не умеют ни дивизия, ни корпус, ни армия, ни фронт. Нет запчастей, нет резины, снабжают плохо…Огромные потери от авиации противника» [2]. Ему вторит  генерал-майор А. Быков: «…Дело тут не в недостатке у танкистов нашего полка боевого мастерства и выучки. Беда наша была  в  другом. Устаревшие танки Т-26, БТ-5, БТ-7, которые были у нас на вооружении, не могли успешно противостоять более современным по тому времени немецким танкам. 20-мм броня пробивалась снарядами любого калибра, а бензиновый двигатель, по выражению нашего политрука И.С. Лыкова, был пылающим костром на танке»[2].

   Но это – «генеральская правда». А есть и «лейтенантская».

   Участник боев под Сенно, танкист разведбата 18-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса  Д.Т. Пикуленко вспоминал: «…Как бы я оценил подготовку моей роты (выше прыгать не берусь) к возможной войне? Пожалуй, на тройку. Что-то мы, конечно, знали и умели, но многое нужное не постигли. Считаю, что самое главное – было мало практических занятий…  Почти все башенные стрелки имели практику 10-20 выстрелов»[3, с. 35].

   Другой ветеран  – командир танка БТ 5-го мехкорпуса рассказывал: «Наши танки были слабее немецких во всех отношениях – и моторы уступали немецким по мощности, и броня была тоньше, и пушка похуже. А, главное, у немцев уже хватало опыта. Перли они на нас уверенно, били снарядами с ходу, и наши танки горели, как свечки. Моя машина была подбита минут через десять после начала боя. Механик-водитель погиб сразу, я сильно обгорел, но успел выбраться из танка. Все наши, кто уцелел тогда, попали в окружение…»[1].

   Как видим, мемуары укладываются в каноническую советскую легенду об «устаревших танках» как одной из главных причин поражения мехкорпусов летом 1941 г.

   Но дело-то в том, что 5-й и 7-й мехкорпуса получили на усиление 4 батальона тяжелых и средних танков, в которых насчитывалось 23 КВ и 76 Т-34, а общее количество новых танков, с учетом поставленных ранее с Кировского завода КВ, составило 149 машин[3, с. 44].

    А ведь тяжёлые советские танки КВ-1 и КВ-2, средний танк Т-34 -  легендарные боевые машины  Второй мировой войны, сильнейшие в мире на тот момент танки [4,5].

Но именно  поэтому и возникает вопрос – почему за считанные дни «Лепельского контрудара» мехкорпуса потерпели поражение, имея на вооружении «чудо-танки»? Почему о них молчат ветераны? Почему этот факт даже сейчас тщательно замалчивается в исторических публикациях?

   В ходе работы мы выяснили, что в воспоминаниях участников боев под Лепелем и Сенно нет противоречий, как это кажется на первый взгляд. Боевая подготовка личного состава 5-го и 7-го механизированных корпусов в целом, по своему уровню соответствовала уровню строевых танкистов других мехкорпусов Красной Армии, т. е. была посредственной. С другой стороны, в 14-й и 18-й танковых дивизиях 7-го мехкорпуса было много танковых экипажей с опытом советско-финской войны и Халхин-Гола, правда, распределялись они по подразделениям неравномерно[3, с. 34].

   Изначально мехкорпуса имели на вооружении только легкие танки, а КВ и Т-34 они получили в местах выгрузки – Смоленске и Орше, причем их экипажи формировались из «безлошадных» танкистов, абсолютно незнакомых с новой техникой.  Этот факт легко объясним – командование корпусов, смутно представляя тактико-технические характеристики новых танков, не желало разбивать опытные и слаженные экипажи БТ и Т-26, ослабляя тем самым ударную мощь корпусов.   В результате из 40 КВ 75км марш выдержали 14 танков, а для ремонта остальных пришлось вызывать бригаду техников Кировского завода из Ленинграда[3,с. 36].

   Выяснился и интересный, ранее неизвестный факт: учитывая полное незнание строевыми танкистами новой техники, мехкорпуса усиливали танковыми батальонами, укомплектованными курсантами и инструкторами танковых училищ,  освоившими КВ и Т-34. Так, 4 июля 1941 г. в 7-й мехкорпус прибыл танковый батальон Харьковского танкового училища (4 КВ и 29 Т-34), а в  5-й мехкорпус – танкобат Ульяновского танкового училища (6 КВ и 10 Т-34)[3, с. 43-44].

   Как видим, уровень технической оснащенности и подготовки танкистов варьировался даже среди подразделений одного корпуса.

   Место для контрудара было выбрано бездарно – сильно пересеченная болотистая местность крайне затрудняла применение танков [3, с. 48]. Уже при атаке  7-го мехкорпуса 6 июля через реку Черногостицу выяснилось, что форсировать реку вброд могут только новые танки, а легким требуется оборудованная переправа. Застряло 17 танков, из них 2 КВ и 7 Т-34 [3, с. 54].

  Лобовая атака противотанковой обороны немцев без прикрытия артиллерией и пехотой закончилась трагедией – было потеряно 6 КВ-2, причем танк командира батальона 14-го танкового полка капитана Г.Ф. Хараборкина сгорел со всем экипажем, а ведь этот  опытный командир за прорыв «линии Маннергейма» получил звание Героя Советского Союза[3,с. 52].

   Напомним также, что КВ и Т-34 «чудо - оружием» не были – вермахт изначально обладал эффективными противотанковыми средствами, а сами машины не отличались технической надежностью [4,5, 6, с. 85; 7, с. 112].

   Ожесточенные атаки с применением новых танков 7 июля 1941 г. также успеха не имели – только 27-й танковый полк потерял 3 КВ и 16 Т-34, причем из тридцатьчетверок 2 сгорели, 7 были подбиты и брошены экипажем, а 3 – застряли[3, с. 55]. Немцы исключительно эффективно применили 88-мм зенитки на шасси полугусеничных грузовиков для прикрытия своих танков в то время, как советские танкисты столкнулись с острой нехваткой 76-мм бронебойных снарядов, а 152-мм бронебойных для КВ-2 вообще не было[3, с. 56].

   5-му мехкорпусу особенно не повезло – он вступал в бой «с колес» по мере выгрузки частей и его нещадно трепали самолеты люфтваффе (50% потерь)[3, с. 75]. В итоге мехкорпуса боевую задачу не выполнили.

  В результате исследования мы выяснили, что несмотря на общий  посредственный уровень подготовки личного состава (особенно командного) 5-го и 7-го мехкорпусов, в отдельных подразделениях танкисты отличались хорошей выучкой и имели боевой опыт. Сильно отличалась и подготовка экипажей, получивших новые танки КВ и Т-34 – от полного незнания новой техники у строевых танкистов, до удовлетворительного уровня у курсантов танковых училищ. Новые танки распределялись по подразделениям неравномерно, тактические ошибки в их применении сводили на нет высокие боевые характеристики КВ и Т-34.

   Вермахт располагал эффективными средствами борьбы с новыми советскими танками, активно использовал авиацию. О  применении в «Лепельском контрударе» новых советских танков не упоминают ради сохранения еще советской легенды о КВ и Т-34 как о неуязвимом «чудо - оружии».  Организовать эффективное управление, снабжение и своевременный ремонт техники командование корпусов оказалось неспособно. Мехкорпуса боевую задачу  не выполнили, хотя серьезно потрепали 7-ю, 17-ю и 18-ю танковые дивизии немцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буткевич, С. Танки горят, как свечки [электронный ресурс] - Режим доступа: http://macbion.narod.ru/war/senno.htm .- Дата доступа: 22.02.2017.
2. Писменный, Н.Е., Кабашников, Р.Ю. Бронетанковые войска Западного Особого военного округа против панцерваффе верхмата : горькая скрытая правда войны/ Н.Е. Писменный, Р.Ю.Кабашников // Тезисы научно-исследовательских работ учащихся ССУЗов Гомельской области областной научно-практической конференции учащихся  «Молодые таланты Беларуси». Гомель, 2009
3. Коломиец, М.В. 1941: «Последний парад» мехкорпусов Красной Армии/ М. Коломиец. – М.: Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2013. – 96с
4. Баев, Д.И., Кабашников, Р.Ю. Танки КВ защищают Беларусь: трагедия и подвиг 1941 года/ Д.И.Баев, Р.Ю.Кабашников // Материалы 2-й открытой научно-практической конференции «От инноваций и эффективному результату». Гомель, 22 ноября 2012 г., Гомель 2012. – Том-2 . – с.96-98.
5. Повлюченко, Д.В., Кабашников,Р.Ю. Легендарный Т-34 в оборонительных боях летом 1941 года на территории Беларуси: почему не случилось чуда? / Д.В.Павлюченко, Р.Ю.Кабашников // Материалы 3-й открытой научно-практической конференции «От инноваций к эффективному результату». Гомель, 23 ноября 2013 года. Гомель, 2013. – с.97-100
6. Каторин, Ю.Ф. Танки Иллюстрированная энциклопедия./Ю.Ф.Каторин // М. АСТ; СПб.Полигон, 2006. – 222 c.
7. Мерников, А.Г. Вооружённые силы СССР и Германии 1939-1945 гг. /А.Г.Мерников // Мн., Харвест, 2010. – 352 c.

Танк КВ-2 из состава 18-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса, оставленный в районе Сенно. Июль 1941 года

Тридцатьчетверки из состава танкового батальона Орловского танкового училища, застрявшие в болотистой пойме реки Друть у Толочина. Июль 1941 года

Танки 7-го мехкорпуса, застрявшие при форсировании реки Черногостица, июль 1941 г.


  В Светлогорске стартовала районная акция-эстафета «Огонь Памяти», организаторами которой являются отдел образования Светлогорского райисполкома, администрации учреждений общего среднего и дошкольного образования. В акции принимают участие представители общественных организаций, педагоги, дети, родители.
  
Основными формами проведения акции-эстафеты являются:
  
классные и информационные часы, беседы, интерактивные занятия, викторины, ток-шоу, диспуты, диалоги и др., в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, направленных на формирование у детей чувства уважения к государственным символам Республики Беларусь;
  
встречи, конференции, ток-шоу с участием представителей органов государственного управления, работников различных отраслей экономики и социальной сферы, ветеранов войны и труда, наваленные на ознакомление молодежи с достижениями Республики Беларусь в социально-экономической, научной, спортивной, культурной сферах;
  
волонтерские акции, направленных на оказание бытовой помощи одиноко проживающим ветеранам, инвалидам, пожилым людям;
  
мероприятия по повышению правовой грамотности и правовой культуры детей и молодежи (правовые часы, часы правового просвещения, викторины, правовые эрудиты, круглые столы и др.);
  
лектории, дискуссионные площадки, круглые столы «Гражданское общество и государство», встречи обучающихся с представителями государственных органов и трудовых коллективов «Встреча поколений»;
  
мероприятия, направленные на популяризацию традиционных семейных ценностей, в том числе вовлечение родителей и детей в совместные досуговые, спортивные мероприятия (вечера, отдыха,  концертные программы, семейные праздники, гостиные и др.) и др.
   15 февраля – дата, которая для многих стала памятным днем для тех, кто служил в рядах Советской Армии. В актовом зале ГУО «Средняя школа №6 г.Светлогорска» собрались кадетские классы МЧС, старшеклассники, педагоги и гости мероприятия, посвященного дню вывода войск из Афганистана.
  
Минутой молчания почтили память 8-ми светлогорцев, не вернувшихся из этой горячей точки. Начальник отдела образования райисполкома, председатель районной организации «Белорусский союз женщин» Жанна Васильевна Черкас и главный редактор районной газеты «Светлагорскія навіны», председатель районной организации «Фонд мира» Елена Викторовна Шишкова подчеркнули важность таких мероприятий, напомнили о том, что помнить тех, кто не вернулся с войны, нужно не только в Год исторической памяти, а всегда. Ведь это залог нашей будущей мирной жизни.
  
Завершилось мероприятие очень символично. В рамках районной акции-эстафеты «Огонь Памяти» лампада, зажженная Валерием Кривопуском, ветераном афганской войны, передана кадетами ГУО «Средняя школа №6 г.Светлогорска» учащимся юридического класса ГУО «Средняя школа №5 г.Светлогорска». Эта акция пройдет в каждом учреждении образования (где на протяжении недели будут проходит мероприятия патриотической направленности), а завершится она 9 Мая – в День Победы.


  26 января 2022 г. отряд исторического факультета БГПУ «Багратион» прибыл в Светлогорский район Гомельской области. Выбор маршрута не случаен: с сентября 2021 г. на историческом факультете реализуется совместный научно-исследовательский проект БГПУ и Федерации профсоюзов Беларуси – «Легендарный Багратион: неизвестные страницы».
 
На торжественном митинге у мемориального комплекса «Операция Багратион» участников похода приветствовала председатель Светлогорского районного совета депутатов Людмила Филипповна Величко и декан исторического факультета БГПУ Вероника Петровна Скок. В ходе митинга был дан старт Республиканскому гражданско-патриотическому проекту с международным участием «Марафон памяти» и зажжена лампада с символическим огнём Памяти. В митинге приняли участие представители исторического сообщества Беларуси – студенты и преподаватели  Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины,   Гродненского государственного университета имени Я.Купалы, Мозырского государственного педагогического университета имени И.П.Шамякина; Казахстана – Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева; сотрудники Института истории  НАН РБ, Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Академии управления при Президенте РБ. В режиме on-line трансляции к митингу присоединились историки из Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина и Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова.  
 
В рамках марафона сводный отряд историков посетил места, связанные с событиями Великой Отечественной войны на территории Светлогорского района: мемориальный комплекс «Ола» на месте сожжённой 14 января 1944 г. деревни, где от рук карателей погибли 1758 мирных жителей, среди которых – 950 детей; крупные братские захоронения в аг.Дуброва и  аг.Чирковичи на месте кровопролитных боёв в ходе стратегической наступательной операции «Багратион». Участники объединённого отряда «Багратион» провели митинги-реквиемы и оставили «лампады Памяти» во всех местах, которые посетили в ходе первого дня «Звёздного похода». На  митинге в МК «Ола» с особой силой прозвучало выступление начальника отдела образования  Светлогорского райисполкома Жанны Васильевны Черкас, которая зачитала приветственное обращение председателя Светлогорского райисполкома Дмитрия Вадимовича Алейникова к участникам «Звёздного похода». Следует отметить, что «Звёздный поход» впервые проходит в Светлогорском районе и, что символично, проходит в канун освобождения района от немецко-фашистских захватчиков.
 
Образовательная программа первого дня была не менее насыщенной.
 
Участники объединенного отряда «Багратион» посетили ГУО «Дубровский ясли-сад-средняя школа», где провели профориентационный митап, урок мужества «Детская память сильнее времени», в формате «музей в чемодане» ознакомили учащихся начальной школы с коллекцией экспонатов военной тематики, представители ЕНУ рассказали школьникам о своей стране. Педагогический коллектив и учащиеся тепло приветствовали участников «Звёздного похода», презентовали опыт работы своих учреждений образования, с гордостью рассказывали о педагогических династиях, достижениях учеников. В ГУО «Чирковичская средняя школа им. П.М.Стефановского» студенты посетили школьную картинную галерею. Вечер завершился совместным концертом учащихся детской школы искусств и отряда «Багратион», который подарил море радостных эмоций всем присутствующим. Изюминкой вечера стала импровизированная презентация казахской культуры – дегустация традиционных блюд и концертные номера в исполнении представителей ЕНУ.
 
27 января 2022 г. отряд исторического факультета БГПУ «Багратион» прибыл в ГУО «Давыдовская средняя школа», где учитель истории Асланова О.К. провела мастер-класс по организации и проведению исследовательской деятельности. В день памяти жертв Холокоста учащаяся 11 класса Мицкевич Ксения выступила с исследовательской работой «Холокост еврейского населения д.Давыдовка. Студенты возложили венки на братской могиле воинов ВОВ и на месте захоронения жертв Холокоста. В этот день участники отряда «Багратион» посетили ГУО «Гимназия г.Светлогорска», ГУО «Средняя школа №9 г.Светлогорска», ГУО «Средняя школа №11 г. Светлогорска». Для студентов подготовлены экскурсии в музеи боевой славы, мастер-классы, презентации, диалоговые площадки.
 
28 января для участников 57-го звездного похода организована обзорная экскурсия по г.Светлогорску и на базе ГУО «Средняя школа №12 г.Светлогорска» организована диалоговая площадка «Гражданско-патриотическое воспитание учащейся и студенческой молодёжи: из опыта работы учреждений образования» (при участии учителей истории Светлогорского района, администрации и преподавателей исторического факультета БГПУ, УВО России, Казахстана, Института истории НАН РБ). Для учащихся школа студенты провели профориентационный митап  «БГПУ: будущее начинается здесь!», Мировое кафе «ЦУР», урок мужества «Память сильнее времени», тренинг «Я–лидер».
 
Мы горды тем, что на карте патриотического маршрута впервые отмечена Светлогорщина. Очень значимо, что «Звездный поход» проходит на территории района в Год исторической памяти. Светлогорщина богата памятными местами, местами трудовой и боевой славы. Во время пребывания на светлогорской земле студенты БГПУ и учащиеся школ имели возможность посетить мемориальные комплексы и братские могилы, проникнуться чувством патриотизма и ответственности, ведь  именно им  - будущим педагогам - формировать мировоззрение подрастающего поколения, воспитывать на примерах героизма и преданности Родине.


Учреждение образования «Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания» приглашает принять участие


Проект реализуется преподавательским составом учреждения образования «Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения».

Координатор: Каминская Е.С., преподаватель (+375293403130).

Проект «Этнографический музей «Белорусская хата» ориентирован на все возрастные группы обучающихся. Целью данного проекта является воспитание патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края, популяризация, приумножение историко-культурного наследия.


   12 января 2021 года в учреждении образования «Речицкий государственный аграрный колледж» проведен открытый диалог «Референдум. Права молодёжи и ответственность за будущее». Тема мероприятия выбрана неслучайно. В настоящее время по всей стране проходит всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Молодёжь является активным участником этого процесса, ведь решать задачи, поставленные в новой Конституции, придется именно ей.

   Принять участие в открытом диалоге были приглашены активисты учреждения образования, лидеры молодежных общественных объединений, действующих на базе колледжа, поэтому закономерно в ходе открытого диалога обсуждались также вопросы: «Какие качества помогают стать лидером?», «Какие возможности есть в стране у молодых людей, чтобы не только раскрыть свой потенциал и реализовать себя, но и внести свой вклад в развитие страны, быть полезным людям и государству?».

   В качестве спикеров были приглашены лидеры разных поколений.
  
Коченовская Ксения Александровна – первый секретарь Речицкой районной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», молодой и инициативный лидер нового поколения.
  
Горбач Александр Анатольевич, первый заместитель председателя Речицкого районного исполнительного комитета, курирующий вопросы социальной политики и идеологической работы, представитель среднего поколения.
  
Шатон Галина Владимировна, ведущий специалист Речицкой районной организации РОО «Белая Русь», представляющая старшее поколение.

Каждый из спикеров представлял точку зрения своего поколения и выделял те вопросы, который наиболее созвучны ему как руководителю, лидеру и человеку.

   Так, первый секретарь Речицкой районной организации ОО «БРСМ» Ксения Александровна Коченовская познакомила учащихся с целями и задачами, которые стоят перед ОО «БРСМ» на данном этапе исторического развития Беларуси. Ксения Александровна подчеркнула, что Белорусский республиканский союз молодежи объединяет в своих рядах небезразличных людей, тех, кто не собирается сидеть, сложа руки, а сам готов приложить свои силы, использовать свои способности для того, чтобы сделать интереснее, ярче, осмысленнее свою жизнь и жизнь своих сверстников.
- Сегодня в нашей стране есть тысячи возможностей проявить себя, реализовать свой потенциал, участвуя в различных проектах, которые реализует ОО «БРСМ». В первую очередь, это волонтерские проекты «Чудеса на Рождество», «В школу с добрым сердцем», в также проекты, направленные на гражданско-патриотическое воспитание молодежи: «Забота», «Мы выбираем помощь пожилым людям», «Моя Беларусь – мой выбор!» и др.
  
Также Ксения Александровна остановилась на таком вопросе, как оказание помощи в трудоустройстве молодёжи.
 
Яркая зажигательная речь молодежного лидера не оставила никого равнодушным, ребята задавали интересные вопросы о возможности трудоустройства, о волонтерском движении и получали компетентные ответы.
  
В заключение Ксения Александровна подчеркнула, что Беларусь за последние годы отчетливо заявила о себе как о государстве с открытой экономикой, доноре стабильности и мира, не посягающим на чужие территории, надежном союзнике. В проекте Конституции закреплены принципиальные аспекты государственной системы, защиты интересов разных слоев населения. Также идет речь о молодежи. В одной из статей Основного Закона говорится о том, что государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
  
И сегодня у молодежи есть большие возможности, чтобы проявить себя, в полной мере раскрыться, развить талант и совершенствоваться дальше, добиваясь своей цели. Белорусский республиканский союз молодежи желает своей стране мира, народу – процветания, каждому гражданину – благополучия. Мы готовы вместе реализовывать цели, отмеченные в основных положениях Конституции.

   Галина Владимировна Шатон, ведущий специалист Речицкой районной организации РОО «Белая Русь» говорила с ребятами о важности сохранения традиций, исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
  
Великая Отечественная война стала одной из самых значимых и трагических страниц в истории Беларуси. В каждой белорусской семье бережно хранят память о погибшем в годы войны близком родственнике. В наши дни, к сожалению, все меньше и меньше остается живых свидетелей тех трагических событий, поэтому так важно сохранить и передать будущим поколениям правду о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В проекте новой Конституции этому вопросу уделяется большое внимание.
  
- Обращение к корням и внимание к молодежной политике – вот два краеугольных камня, на которых стоит держаться идеологии государства. Что это как не воспитание исторической преемственности? – в завершении подчеркнула Галина Владимировна.
  
Первый заместитель председателя райисполкома Александр Анатольевич Горбач отметил, что изменения в Конституции – это движение нашей страны вперёд, а подходы, которые заложены в проект Основного закона, совершенствуют то, что уже было достигнуто. Александр Анатольевич призвал молодёжь не оставаться в стороне от всенародного обсуждения проекта, при наличии предложений – вносить их, ведь только нам, белорусам, строить своё будущее и будущее наших детей.
 
Информация о проведении открытого диалога размещена на страница районной газеты «Дняпровец».
  
Ссылка: https://www.dneprovec.by/politics/2022/01/12/33857

 



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Молодежь против наркотиков | Государственное учреждение образования  "Средняя школа №8 г. Жодино"

Мы в ВКонтакте

Vk скачать бесплатно - России Маркетинг в социальных медиа Вконтакте  социальная сеть - Логотип вконтакте ПНГ

Телефонная линия по вопросу изменений в оплате труда

по рабочим дням с 9:00 до 12:00
тел. 35-70-31, 35-74-21, 35-71-38
Эл.почта: peo@gomeluo.gomel.by

Введите заголовок

https://www.mpt.gov.by/sites/default/files/styles/medium/public/banner_pro_3_variant_zhirnyy_shrift.jpg?itok=csvawF3a